facebook vk livejournal на главную написать письмо карта сайта
ЦЭП: экотуризм в России и зарубежом. На главную.
Rambler's Top100
Рус  |  Eng

Отзыв по туру Заповедная тайга

20-05-2006

автор - Даша

Второй охранной территорией, которую нам предложили посетить, оказался Центрально-Лесной заповедник, один из старейших заповедников России. Получив подробные инструкции, как добраться до места назначения и где нас будут встречать в заповеднике, мы, в предвкушении интересных и насыщенных выходных двинулись к намеченной цели. Организация нашей предыдущей поездки была настолько грамотной, что в этот раз мы уже ни о чем не беспокоились. Хотя метеорологи пророчили холод с дождями, солнце приветливо нам улыбалось, как бы говоря, что оно нас и в этот раз не подведет. Природа просыпалась после долгой зимней спячки, радуя нас яркой сочной зеленью распускающихся листьев и весенними первоцветами. Через 3,5 часа доехали до поселка Заповедный, где нас уже поджидала администратор гостиницы. С виду обычный ничем не примечательный деревенский дом, оказался очень уютной гостиницей. Отдельные комнаты, большая гостиная с камином, просторная светлая кухня с огромным столом, за которым помещалась вся наша шумная компания. Все здесь источало тепло и уют, опять возникло знакомое по предыдущей поездке ощущение спокойствия и умиротворения. Прекрасный весенний день, свежий воздух, тишина и покой, нетронутая человеком природа – это то, что мы искали, то, зачем мы приехали сюда. Разместившись и пообедав, мы отправились на первую экскурсию. Посетили визит-центр заповедника, в котором хранится интересная коллекция старинных предметов быта, найденных на территории заповедника. Это и огромные чугунные утюги, работающие на угле, и настоящие прядильные станки, плошки, ложки, поварежки и многое другое. Потом была экологическая тропа. Ходить здесь можно только по специально оборудованному дощатому настилу, чтобы человек не повредил естественный растительный покров. Центрально-лесной заповедник был создан для сохранения естественных южно-таежных еловых лесов. По сути, это единственный оставшийся островок нетронутого леса в южной тайге, в котором фактор влияния человека сведен до минимума. В зоологическом музее представлена большая коллекция животных и птиц, населяющих леса заповедника. На этих территориях обитает более 280 видов птиц. Если приехать пораньше весной, то можно стать свидетелем удивительных брачных игр – тетеревиных и глухариных токов. В лесах обитают кабан, лиса, рысь, норка, бобры строят плотины на речках, велика популяция волка. Оказалось, что Центрально-Лесной заповедник является самым главным убежищем бурого медведя. Здесь отмечена самая высокая плотность его популяции в Европе. На следующий день нам предстоял пеший поход по лесам заповедника. Всех удивил чистый дикий лес. Гигантские еловые исполины, заросли папоротника и черничников, одни из немногих растений способных выжить в вечной тени, свисающие шапки мха, болотные куртинки, усыпанные красными точками прошлогодней «пьяной» клюквы – все окутано паром, сквозь который пробиваются редкие лучи солнца… «Болота здесь не опасные, затянуть не могут», - успокоил нас проводник. Частые буреломы делают густой лес совершенно непроходимым, порой создавая путнику непреодолимые препятствия из каскадов упавших еловых стволов, сфагновых болот и речных запруд, сконструированных бобрами. Кажется, что среди этих елей, полумрака и тишины живет мрачный лесной дух. Что-то внутри меня тревожно забилось, и заныло под ложечкой, проснулся какой-то древний страх перед величием природы. Такой лес я раньше видела только в детских сказках - казалось, именно здесь должны обитать Баба-Яга с Кощеем. Как хорошо, подумала я, что с нас тут много, с нами двое сопровождающих, которые точно знают, куда нужно идти и собака - преданный пастух, следящий, что бы никто не отстал и не потерялся. Вроде взрослый человек, лешими и ведьмами меня не испугаешь, а страшно было бы оказаться в таком лесу одной. Мы шли по бесконечному лесу, и каждый думал о чем-то своем. На нашем пути встречались свежие следы лосей, кабанов, выдр. Зверь в лесу очень осторожен, при любом постороннем шуме, он мгновенно прячется в укрытие или бесшумно убегает. Что бы встретить дикого зверя, порой нужно сидеть в укрытии целый день не шевелясь, и ни чем не выдавая свое присутствие. Получилось так, что по инициативе нашей группы поход немного затянулся. В этот день мы смело отшагали 32 км по лесам и болотам. Порою было тяжело, для некоторых моих друзей, такой большой переход был впервые. А потому, помимо приятного чувства усталости, когда сидели все вместе за большим столом нашей уютной теплой кухни и пили ароматный чай с коньяком, каждый был горд за себя, за то, что совершил такой маленький подвиг. Я смотрела вокруг на утомленные улыбающиеся лица друзей и думала о том, как мало надо человеку для счастья – всего лишь бывать наедине с природой. Тело приятно ныло от усталости, хотелось лежать у костра, вдыхать его дым, смотреть на бескрайнее звездное небо и ни о чем не думать… На следующее утро мы поехали на рыбалку, вспоминали вчерашний поход. Шутили, что теперь ничего нам для счастья не нужно, только болота подавай. Уезжать опять не хотелось, стало грустно. Как же много мы узнали всего за 2 дня о природе, жизни растений и животных. Сколько
Мне кажется, что сейчас заповедники и национальные парки, одни из немногих мест, где можно побыть наедине с природой. Приезжая сюда, каждый что-то находит для себя, некую истину, что-то большое теплое и светлое. Веру в то, что человек разумный, оправдает свое название и не разрушит мир, в котором он живет.